√Ћј¬Ќјя  ќЌ“ј “џ
 
—»—“≈ћј ѕќЋ≈«Ќќ√ќ ѕ»“јЌ»я
ѕ–ќ“»¬ќћ» –ќЅЌџ≈ јѕѕј–ј“џ "Ѕ»ќ‘ќЌ"
‘ќ“ќЌЌџ… ¬≈Ќ“»Ћя“ќ– ЂЁ¬–» ї
ћј—Ћќ“≈–јѕ»я
√»√»≈Ќј
Ё ќЋќ√»я
‘»«»„≈— »≈ Ќј√–”« »
ƒџ’јЌ»≈
ѕ—»’ќЋќ√»я «ƒќ–ќ¬№я
ћ≈ƒ»“ј÷»я
¬»“јћ»Ќџ » ¬»“јћ»Ќќ“≈–јѕ»я
ѕ–ќ‘»Ћј “» ј
—ќ¬–≈ћ≈ЌЌјя ћ≈ƒ»÷»Ќј
ƒ≈ѕќЋя–»«ј÷»ќЌЌјя “≈–јѕ»я
„ј≈“≈–јѕ»я
 ќ‘≈“≈–јѕ»я
¬»Ќќ“≈–јѕ»я
Ѕ»ќЋќ ј÷»я
Ќќ¬ќ—“»
¬ќѕ–ќ—-ќ“¬≈“
ќЅ–ј“Ќјя —¬я«№
ѕќ»— 

ћј√»я “≈Ћ≈Ё –јЌј
¬Ћ»яЌ»≈ “≈Ћ≈¬»«ќ–ј Ќј —ќ«ЌјЌ»≈
 ристина —андалова

    азалось бы совсем ещЄ недавно цветной телевизор считалс€ роскошью, по п€ти телеканалам шЄл балет, съезды партии, новости и очень редко советское кино и детские мультфильмы.  огда на экран вышли сериалы "–абын€ »заура", а потом "—анта Ѕарбара" вс€ страна застывала у телевизоров, улицы мгновенно пустели. “еперь и сериалов полно, и телевизоры у всех цветные, и телеканалов не счесть — но мы по-прежнему проводим у голубого экрана большую часть своего свободного времени. » всЄ чаще слышны разговоры о том, что телевизор оказывает не самое полезное воздействие на людей. ѕрежде всего, на детскую аудиторию. ќднако, несмотр€ на это, многие родители бесконтрольно позвол€ют малышам просиживать у "€щика" часами, а некоторые мамы специально корм€т карапузов под рекламу — ребенок, заворожено уставившись в экран, покорно открывает рот и подчищает тарелку. Ќо обратимс€ к фактам. ѕочему же сейчас всЄ больше и больше ученых и медиков приход€т к выводу о вреде посто€нного просмотра телевизора, особенно дл€ детей?
   ≈сли говорить о физическом воздействии, то здесь учЄные вы€вл€ют несколько факторов, негативно вли€ющих на формирование детского организма. ¬о-первых, перед экраном ребенок долгое врем€ сидит неподвижно, что нарушает его естественную двигательную активность, котора€ в этом возрасте необходима дл€ нормального гармоничного развити€. ѕсихологи называют такое лишение физической активности депривацией, которую в детском возрасте можно характеризовать как насилие. ƒело в том, что в своем развитии ребенок проходит несколько стадий. ѕерва€ стади€ развити€ мозга завершаетс€ в 3-летнем возрасте. Ќа данном отрезке жизни ребенку жизненно важно активно познавать мир, и если в этот период малыш недополучит впечатлений, знаний, опыта, то многие нейрональные св€зи у него не образуютс€, объЄм мозга будет на 25-30% меньше, чем должен быть. ”пущенное в эти годы наверстать невозможно, поэтому специалисты призывают ограничивать просмотр телевизора дл€ детей 1,5 часами в день. Ёто максимум. » только дл€ старших детей. ј дл€ малышей до 2 лет јмериканска€ академи€ педиатров вообще не рекомендует смотреть телевизор.
   ¬о-вторых, в первые 4 года у человека развиваетс€ острота зрени€, а в первые дес€ть лет — тонка€ моторика, управл€юща€ глазной мускулатурой.  огда же ребЄнок смотрит телевизор, он длительное врем€ находитс€ на одном рассто€нии от объекта, и ограничивает поле зрени€ крошечным участком (даже при чтении книги глаз получает в п€ть раз большее поле зрени€). ¬ итоге мышцы глаз не тренируютс€, их активность снижаетс€ примерно на 90% (!), и у ребенка по€вл€етс€ так называемый "оцепеневший" взгл€д. ¬прочем, "застывший" взгл€д по€вл€етс€ не только из-за фиксации глаз на одной точке, но, прежде всего, из-за того, что во врем€ просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое "альфа-состо€ние" — состо€ние близкое к трансу. ќб этом еще в 79-м написали австралийские исследователи ‘. и ћ. Ёмери, и сейчас об этом знает весь цивилизованный мир.
    роме того, многие дети, которые провод€т много времени перед голубым экраном, заболевают ожирением.   этому выводу пришли учЄные  олумбийского университета. ќни исследовали 2800 детей с лишним весом в возрасте до 5 лет разного пола, этнической принадлежности и социального уровн€ жизни. —начала измер€лс€ основной обмен веществ, то есть количество энергии, котора€ необходима организму дл€ поддержани€ нормальных физиологических функций. ѕосле этого учЄные измер€ли изменение энергии в ходе 25-минутного телепросмотра. » в том, и другом случае дети спокойно лежали на диване и ничего не делали. –езультаты были поразительными. ќказалось, что пока телевизор не работал, расход энергии был одним, но как только ребенок начинал просмотр, расход энергии резко падал. ѕолучаетс€, что, просто бездельнича€, человек сжигает больше калорий, чем, провед€ это же врем€ у телевизора. “аким образом, вы€снилось, что телеэкран воздействует на весь организм в целом, и даже на обмен веществ.
   ќднако некоторые ученые пошли дальше и решили исследовать воздействие телевидени€ на интеллект. “ак, известные американские исследователи ƒороти и ƒжером —ингер дес€тилети€ми изучали воздействие телевидени€ на детей, и каждый раз, за редкими исключени€ми, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказываетс€ на способности к игре, школьной успеваемости, чтении и развитии речи. ¬ своих работах они писали: "Ќаши исследовани€ четко показали, что дети, часто смотр€щие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенна€ тревожность сознани€ в сочетании с большей агрессивностью. ¬сЄ это приводит к тому, что, когда ребЄнок идЄт в школу, он меньше приспособлен к жизни". ќб этом же не так давно во всеуслышание объ€вил американский специалист в области физиологии головного мозга ’орст ѕрен, отметивший, что "такие дети страдают полной потерей способности к воображению".
    азалось бы, почему же у ребенка плохо развита фантази€, если он смотрит красочные, €ркие мультфильмы и фильмы со спецэффектами? ѕо мнению доктора ѕацлафа –айнера, написавшему в 2003 году бестселлер "«астывший взгл€д" о воздействии телевидени€ на развитие детей, телепросмотр не побуждает ребенка к самосто€тельному творению образов в отличие, например, от чтени€. ¬ своей книге доктор –айнер также пишет о том, что —Ўј сегодн€ переживает кризис в сфере чтени€ — 44% населени€ јмерики в ходе массовых исследований были зачислены в категорию "алитератов" — людей, которые читать умеют, но люди предпочитают всю информацию получать из новостей и ток-шоу, а читают лишь под давлением обсто€тельств. ѕохожа€ ситуаци€ наблюдаетс€ и в ≈вропе. »сследование, проведенное под эгидой ћеждународной ассоциации по оценке школьной успеваемости (ћЎ”) в 1995 г., вы€вило, что в √ермании у 15% восьмиклассников уровень понимани€ прочитанного текста — на уровне третьего класса школы.
   ¬прочем, как вы€сн€етс€ проблема чтени€ ещЄ не сама€ серьезна€. —егодн€ многие психологи и педагоги (не только в јмерике или ≈вропе, но и у нас) говор€т о том, что у многих детей наблюдаетс€ отставание в развитие речи. „исло учеников в школах дл€ детей с отставани€ми в развитии речи в √ермании выросло на 58%. ј јнглийское ќбщество помощи дет€м с дефектами речи в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в јнглии "заметно отстает в речевом развитии". «десь власт€м даже пришлось вводить специальные аварийные программы дл€ первоклассников — 7-летних детей обучают тому, как здороватьс€ или спрашивать дорогу. —пециалисты считают, что всЄ это — результат дефицита личного общени€. –одители приход€т вечером домой, усаживаютс€ перед телевизором и разговаривают с детьми только скупыми односложными предложени€ми. ј то и вовсе хран€т гробовое молчание, ограничива€сь междомети€ми. ћногие родители возражают на это, что телевизор будет развивать речь ребенка, тем более, что сейчас полно детских образовательных программ. ќднако не всЄ так просто.
   ќказываетс€, когда человек произносит слова, в речевой процесс включаетс€ всЄ его тело, соверша€ определенные микродвижени€. Ќо что удивительнее, тело слушател€ во врем€ беседы совершает точно такие же движени€ с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Ёто происходит неосознанно, и движени€ не видны глазу. “о есть, дл€ того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем всЄ тело. Ёто относитс€ исключительно к звукам речи, причем — не важно на каком €зыке. ”ченый ”иль€м  ондон вы€снил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижени€ми, какие производит говор€щий. ¬овлека€сь всем существом (в пр€мом и переносном смысле) в общение, ребенок учитс€ говорить и на уровне сознани€, издава€ различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кр€хтение. ѕрежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учитс€ координировать более сотни мускулов, задействованных в артикул€ции, ориентиру€сь на взрослых. ј когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.
   ¬от ещЄ одно неутешительное исследование: в 1996 году английский логопед —алли ”орд опубликовала результаты своих дес€тилетних исследований. ќна установила, что 20% обследованных детей в возрасте дев€ти мес€цев отстают в развитии, если их родители используют телевизор как н€ньку. ≈сли дети продолжают смотреть телевизор, к 3-летнему возрасту задержка составл€ет уже целый год.      роме того, многие учЄные говор€т о гипнотическом воздействии телевизора на мозг. Ќаверное, многим знакома ситуаци€, когда пытаешьс€ "оторвать" ребенка от телевизора, но малыш ни на что не реагирует, а при попытке выключить "€щик" разражаетс€ возмущенными вопл€ми. ƒа и некоторым взрослым очень трудно заставить себ€ провести вечер без привычного телепросмотра. ќтчего это происходит? “олько ли это привычка или что-то другое? ќбъ€снение т€ги к "говор€щему" €щику впервые объ€снили ученые Ѕайрон –ивз из —тэнфордского университета и Ёстер “орсон из университета ћиссури. ќни обнаружили, что телевизионные приемы — склейки кадров, различные ракурсы съемки, резкие, громкие звуки — активируют ориентировочный рефлекс у человека, удержива€ его внимание на экране. ≈сли внимательно посмотреть рекламные ролики, то можно заметить, что кадры смен€ютс€ примерно через каждые три-четыре секунды. Ёто необходимо дл€ того, чтобы удержать внимание зрител€. ј поскольку дети начинают реагировать на телевизор уже с 6-8 недели, именно поэтому их так завораживает реклама.  стати, дети лет до семи-восьми воспринимают рекламу буквально. ≈сли говоритс€, что "йогурт "„удо" — самый лучший", малыш будет в этом убежден настолько, что никакие разумные доводы мамы и папы его не переубед€т.
   ¬прочем, сегодн€ уже встречаютс€ родители, которые поступают радикально: избавл€ютс€ от телевизора и таким образом решают проблему. ќднако дл€ большинства такой вариант всЄ же неприемлем, ведь иногда хочетс€ посмотреть интересный фильм, новости, любимую передачу. ¬ этом случае родител€м нужно старатьс€ не только ограничить врем€ просмотра — и детское, и своЄ, — но, прежде всего, заниматьс€ с ребенком. ¬едь освободившеес€ врем€ надо чем-то заполнить. ћожно вместе поиграть, почитать, порисовать или просто погул€ть на свежем воздухе. ≈сли уж позвол€ть смотреть ребенку телевизор, то старатьс€ делать это вместе, чтобы потом разъ€сн€ть несмышленышу сложные моменты. », конечно, нужно старатьс€, чтобы ребенок как можно меньше видел сцен насили€. —татистика свидетельствует, что если ребенок по 3-4 часа в день смотрит взрослые телепередачи, то ещЄ до окончани€ начальной школы он увидит около 8 тыс€ч убийств. ј ведь дети не способны критически воспринимать получаемую информацию и дистанцироватьс€ от неЄ. ѕоэтому, когда ребенок видит сцены насили€ в кино или передаче, это вызывает у него сильнейшие агрессивные импульсы.
   Ќо, пожалуй, самое главное, нужно научить ребенка самому контролировать собственные желани€, чтобы он мог усто€ть перед гипнотическим воздействием телевизионного экрана, и радовалс€ реальной жизни.