√Ћј¬Ќјя  ќЌ“ј “џ
 
—»—“≈ћј ѕќЋ≈«Ќќ√ќ ѕ»“јЌ»я
ѕ–ќ“»¬ќћ» –ќЅЌџ≈ јѕѕј–ј“џ "Ѕ»ќ‘ќЌ"
‘ќ“ќЌЌџ… ¬≈Ќ“»Ћя“ќ– ЂЁ¬–» ї
ћј—Ћќ“≈–јѕ»я
√»√»≈Ќј
Ё ќЋќ√»я
‘»«»„≈— »≈ Ќј√–”« »
ƒџ’јЌ»≈
ѕ—»’ќЋќ√»я «ƒќ–ќ¬№я
ћ≈ƒ»“ј÷»я
¬»“јћ»Ќџ » ¬»“јћ»Ќќ“≈–јѕ»я
ѕ–ќ‘»Ћј “» ј
—ќ¬–≈ћ≈ЌЌјя ћ≈ƒ»÷»Ќј
ƒ≈ѕќЋя–»«ј÷»ќЌЌјя “≈–јѕ»я
„ј≈“≈–јѕ»я
 ќ‘≈“≈–јѕ»я
¬»Ќќ“≈–јѕ»я
Ѕ»ќЋќ ј÷»я
Ќќ¬ќ—“»
¬ќѕ–ќ—-ќ“¬≈“
ќЅ–ј“Ќјя —¬я«№
ѕќ»— 

Ѕ≈—„”¬—“¬≈ЌЌќ—“№

ѕро бесчувственность

   —ущества, которые в прежние времена именовались в психотерапии бесчувственными, равнодушными психопатами, превратились сейчас в широко распространенные особи "марионетки цивилизации". Ћюди уже почти не способны на спонтанное выражение чувств.
   ћы живем в сложном мире, от€гощенном непростыми политическими проблемами, которые усугубл€ет т€жела€ экономическа€ ситуаци€. »сс€кают источники энергии; перед людьми встают небывалые проблемы, св€занные с головокружительным по скорости ростом населени€ нашей планеты. ѕолитики и экономисты пытаютс€ найти выход из сложившейс€ ситуации, привлека€ к сотрудничеству различных специалистов. —оздаютс€ кризисные комитеты.
   »спользу€ современную вычислительную технику, человечество стремитс€ стать хоз€ином положени€ и рационально управл€ть данными процессами. ¬ результате возникает технократи€, иными словами, господство техники, развитие которой в конечном счете начинает определ€ть экономическую и политическую ситуацию.
   „еловеку не находитс€ места в мире, порабощенном техникой. ≈го с успехом замен€ют механизмы. ¬ том случае, если все же используетс€ труд человека, от последнего требуют уподобитьс€ роботу или персональному компьютеру. ¬ таком мире неважно, что у человека могут быть какие-то личные потребности, чувства и желани€. „увства пользуютс€ не большим уважением, чем сентиментальность. —трасти вообще считаютс€ анахронизмом. ƒаже в период отпуска человек попадает в сферу индустрии туризма и бывает вынужден подчинить свои желани€ ее правилам.
   ѕоложение в современной литературе €вл€етс€ отражением общественной ситуации: в списках бестселлеров мес€цами держатс€ специальные книги, посв€щенные социально-политическим проблемам. Ќеобозримо количество книг о путешестви€х; короткие рассказы и эссе стали ведущей литературной формой нашего времени. ≈сли речь в книге заходит о чувствах, то лишь о тех, которые св€заны с освобождением от иллюзий. »х выжимают до предела и затем отбрасывают за ненадобностью.  ажетс€, мы позабыли, что люди могут жить иначе: трепетать от страсти, запутыватьс€ в сет€х взаимной ненависти, котора€ способна преследовать человека не только дни и мес€цы, но и годы, изнемогать от несчастной любви, мучитьс€ ревностью, зеленеть от зависти, бледнеть от бешенства, жертвовать собой в состо€нии беспам€тства, быть безжалостными в мести.
   ƒрамы, романы и эпос свидетельствуют о том, что человеческую жизнь наполн€ют страсти. ќб этом повествуют древнегреческие мифы и трагедии и романтическа€ литература XIX века. –оманы, подобные "—традани€м юного ¬ертера" √ете, не только отражают чувства, характерные дл€ своего времени, но и вли€ют на читател€ посредством идентификации. „увства всегда властвовали над людьми. Ћюди всегда были игралищем страстей. ≈сли бы существовала форма государственного устройства, основанна€ на определенных чувствах и страст€х, то мы могли бы назвать ее пассиократией, то есть господством страстей.
   “ехнократи€ проникла не только в архитектуру, естественные науки и медицину, но и в гуманитарные науки. »з психологии Ч учени€ о душе, пытаютс€ изъ€ть пон€ти€ страсти и чувства, замен€€ их на такие точные, с естественнонаучной точки зрени€, пон€ти€, как эксперимент, статистика и математическа€ закономерность. Ёта тенденци€ не миновала даже психоанализ: предпочтение теперь отдаетс€ не многолетнему анализу по п€ть-шесть часов в неделю, а разнообразным формам психоанализа, адаптированным дл€ краткосрочного лечени€, а также дл€ политологии, социальной работы и педагогики.
   — теоретической точки зрени€ такой подход представл€етс€ многим люд€м слишком абстрактным, далеким от жизни и не имеющим никакого отношени€ к чувствам и страст€м. –еакцией на это стало возникновение так называемых новых видов психотерапии, например, "первичной терапии", в рамках которой, пожалуй, впервые делаетс€ упор на бессознательную, вытесненную боль, а также "разговорной психотерапии", став€щей своей целью обнаружить и назвать чувства. Ѕольшой попул€рностью пользуютс€ также секты и эзотерические общества.
   ћы уже почти не способны на спонтанное выражение чувств. Ќе только человек, работающий, на конвейере, но и служащий становитс€ всего лишь винтиком огромной машины; вместе со своим начальником он подчин€ет свою жизнь деловому расписанию, в котором не учитываетс€ его лична€ свобода, гарантированна€ каждому гражданину конституцией. ƒаже на отдыхе поведение человека запрограммировано. ƒостопримечательности производ€тс€ словно на конвейере, фотографируютс€ и рекламируютс€ с помощью путеводителей. ƒл€ неожиданных, непредсказуемых переживаний, романтических встреч времени просто нет.
   ѕоэтому неудивительно, что изнутри личность человека ограничивает закостеневший "панцирь характера", не менее жесткий, чем те ограничени€, которые накладывает на человека общество. “ака€ личность с "авторитарным характером", подчин€€сь внешней власти, в свою очередь стремитс€ властвовать над окружающими и, вместо того чтобы жить свободно, неординарно и независимо, существует экономно, ординарно и аккуратно. ѕодобные люди потер€ли св€зь со своими чувствами. ѕоступают они рационально, мысл€т прагматично и "функционируют" внешне безупречно. ќни делают то, что требует от них общество, лозунг которого Ч бесстрастный человек в бесстрастном мире.
   —ущество, которое в прежние времена именовалось в психотерапии бесчувственным, равнодушным психопатом, превратилось сейчас в широко распространенную особь "марионетки цивилизации". Ћюди этого типа любить не в состо€нии, поскольку не могут выносить длительного и глубокого эмоционального контакта с другим человеком. ќни с легким сердцем разрывают отношени€, не обраща€ внимани€ на чувства верности и благодарности, ибо вина и печаль им чужды; они холодны и бессердечны.
   Ћюди, страдающие такими психосоматическими расстройствами, как €зва желудка, гипертони€ и астма, в принципе больны "алекситимией". √реческое "а" означает отрицание, "lexis" переводитс€ как "слово", a "thymos" Ч "чувство". Ћюди, о которых идет речь, не способны выражать свои чувства словами, поскольку они попросту не могут адекватно воспринимать свои ощущени€. »х телесна€ чувственность, а следовательно, и жизнь искажены. ќни опустошены, безразличны, не способны чувствовать, а значит, не способны поддерживать отношени€ с другими людьми, поскольку отношени€ эти, равно как и ощущение собственного тела, оказываютс€ нездоровыми. Ёто не означает, что подобные люди одиноки в буквальном смысле. ќни работают в коллективе, они дел€т жизнь и ложе с другим человеком, но не испытывают при этом никаких чувств.
   ѕоэтому не стоит удивл€тьс€, что феномен отсутстви€ чувственности считаетс€ в рамках медицины, в особенности медицины психосоматической, серьезной проблемой. ¬ св€зи с этим говор€т о "симптоме ѕиноккио", провод€ параллель между людьми, страдающими психосоматическими расстройствами, и марионеткой с дерев€нной душой. ¬ своей книге " то сделан из дерева?" известный психолог ∆ан ‘удрен, отвеча€ на поставленный в заглавии вопрос, без колебаний за€вл€ет, что чаще всего впечатление "дерев€нного" человека производит не пациент, а врач. ѕриходитс€ с этим отчасти согласитьс€, поскольку, как отмечалось выше, делова€ рутина, обусловленна€ технократией, проникла и в медицину: врачу не хватает времени на то, чтобы в спокойной атмосфере доверительно побеседовать с пациентом. ѕолучаетс€, что сама медицина страдает "алекситимией".
   Ќе стоит удивл€тьс€ и тому, что в основе своей структура характеров большинства из нас более или менее соответствует особенност€м, типичным дл€ пациента, страдающего психосоматическим расстройством. –азумеетс€, степени заболевани€ различаютс€. ќднако следует отдавать себе отчет в том, что всех нас, учитыва€ услови€ нашей жизни, без сомнени€, можно назвать "больными".
   Ќевроз, психосоматическое расстройство или психоз Ч лишь крайнее выражение нервозности дл€ современного человека. ¬ том случае, если человека обошел стороной €вный недуг, распознать который можно по известным симптомам, это указывает лишь на то, что он разучилс€ замечать равнодушие окружающего мира. ¬ своем эссе "Ќеудовлетворенность культурой", опубликованном в 1927 году, и гораздо раньше, в 1908 году, в менее известной и небольшой по объему статье "ќ культурной половой морали и современном состо€нии психики" «игмунд ‘рейд указывал на то, что господствующее общество стремитс€ подавить влечени€ человека. »з-за этого значение чувств стремительно уменьшаетс€, особенно недооценивают чувства интенсивные и длительные, иными словами, страсти. „увства и страсти забыты, и мы на сознательном уровне даже не ощущаем св€занного с этой потерей дефицита. Ќам кажетс€, что наша жизнь безукоризненна, между тем она находитс€ в состо€нии стагнации, и многие из нас если и не страдают от внутренней опустошенности и бессмысленности, то, по крайней мере, ощущают определенного рода неудовлетворенность.
   ѕричина этому Ч глобальное обесценивание всего того, что имеет отношение к страст€м, или, формулиру€ эту мысль иначе, Ч идеализаци€ бесстрастности, рационализма, техники. Ќе стоит себ€ обманывать: глубинна€ психологи€ учит тому, что чувства, которые сдерживаютс€ с помощью защитных механизмов, не исчезают бесследно. ќни сохран€ютс€ на бессознательном уровне. ќ наличии бессознательных чувств можно судить по таким симптомам "патологии" общества, как наркомани€, потребительска€ психологи€ и насилие. Ѕарометром дл€ определени€ напр€женности в обществе служат молодые люди, подростки, дети, как и при оценке "патологии" семьи. „асто бессознательное поведение детей указывает на существование определенных общественных проблем. ƒело неравнодушных людей Ч заметить эти сигналы и попытатьс€ пон€ть, о каком именно расстройстве они свидетельствуют, чтобы впоследствии разобратьс€ в причинах отклонений в поведении ребенка. ¬ бесчувственности, котора€ ныне воцарилась в обществе, во многом повинно воспитание.
   –ечь идет о воспитании, лишенном чувств, педантично следующем педагогическим правилам, не подразумевающем сопереживание ребенку, о воспитании, из-за которого человек с самого раннего возраста привыкает мыслить рационально и не получает ни одного урока чувственной жизни. –ечь идет о так называемой социализации, в рамках которой человеку не даетс€ даже "социальное образование", не говор€ уже об "образовании эмоциональном" или, лучше сказать, "сердечном"; все это замен€ет то, что известный немецкий психолог јлександр ћичерлих назвал "специальным образованием". „еловек, не получивший урока сердечности, Ч существо бесчувственное. ≈сли же ему недостает социального образовани€, то он превращаетс€ в нарциссически настроенного эгоцентриста, который скорее "функционирует", чем живет в коллективе, не вступа€ ни в какие отношени€ с окружающими.
   ƒл€ того чтобы исцелитьс€, нам необходимо извлечь на поверхность сокровища, та€щиес€ в глубине души. — первого взгл€да эта находка может показатьс€ скорее слепой ненавистью или обжигающим бешенством, праведной €ростью или жестокостью, чем творческими достижени€ми, нежным благоговением или пламенной страстью. ќднако обнаруженные чувства следует воспринимать такими, какие они есть, и терпеливо их сносить. ¬ атмосфере, пронизанной терпимым отношением к страст€м, рано или поздно будет достигнуто необходимое согласие.
   ѕришла пора заново открыть дл€ себ€ достоинства страстей. „еловек не только homo sapiens (человек разумный) или homo faber (человек умелый), но и творческое существо, создающее символы, осознающее самое себ€, имеющее собственную волю и способное на ее выражение. „еловек Ч это еще и homo sentiens (человек чувствующий), существо, подверженное волнени€м, готовое любить и ненавидеть и живущее прежде всего этим. ƒекарт сказал "cogito, ergo sum" Ч "€ мыслю, следовательно, существую"; на мой взгл€д, к его словам можно добавить "sentio, ergo sum" Ч "чувствую, следовательно, существую". Ќеобходимо осознать огромное и исключительное значение страстей, которые дают нам возможность чувствовать жизнь.

 

"ƒом —олнца" http://www.sunhome.ru
»з книги ѕ. уттера
"Ћюбовь, ненависть, зависть, ревность. ѕсихоанализ страстей"