√Ћј¬Ќјя  ќЌ“ј “џ
 
—»—“≈ћј ѕќЋ≈«Ќќ√ќ ѕ»“јЌ»я
ѕ–ќ“»¬ќћ» –ќЅЌџ≈ јѕѕј–ј“џ "Ѕ»ќ‘ќЌ"
‘ќ“ќЌЌџ… ¬≈Ќ“»Ћя“ќ– ЂЁ¬–» ї
ћј—Ћќ“≈–јѕ»я
√»√»≈Ќј
Ё ќЋќ√»я
‘»«»„≈— »≈ Ќј√–”« »
ƒџ’јЌ»≈
ѕ—»’ќЋќ√»я «ƒќ–ќ¬№я
ћ≈ƒ»“ј÷»я
¬»“јћ»Ќџ » ¬»“јћ»Ќќ“≈–јѕ»я
ѕ–ќ‘»Ћј “» ј
—ќ¬–≈ћ≈ЌЌјя ћ≈ƒ»÷»Ќј
ƒ≈ѕќЋя–»«ј÷»ќЌЌјя “≈–јѕ»я
„ј≈“≈–јѕ»я
 ќ‘≈“≈–јѕ»я
¬»Ќќ“≈–јѕ»я
Ѕ»ќЋќ ј÷»я
Ќќ¬ќ—“»
¬ќѕ–ќ—-ќ“¬≈“
ќЅ–ј“Ќјя —¬я«№
ѕќ»— 

- дельфинотерапи€
»—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ƒ≈Ћ№‘»Ќќ“≈–јѕ»»
¬ –≈јЅ»Ћ»“ј÷»» ƒ≈“≈…

   ”ниверсальной задачей наших дней становитс€ повышение витальности детского населени€. ƒл€ этого необходимы новые подходы и современные технологии в области психологии и медицины. ¬ силу многофакторности воздействи€ негативных составл€ющих нашей жизни коррекционные, терапевтические и реабилитационные меропри€ти€ необходимо выстраивать как медико-психологический комплекс. ¬сем этим требовани€м отвечает метод дельфинотерапии.
   ћетод дельфинотерапии (ƒ“) €вл€етс€ системой физических и психических воздействий, направленных на лечение больного, с использованием дельфинов. ÷ель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношени€ больного к себе, своему состо€нию и окружающей среде. ѕр€мо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждени€ и самосознание человека. ƒаже в своем определении дельфинотерапи€ достаточно полно корреспондируетс€ как с психотерапией, так и с физиотерапией. ¬ нашем варианте метода изначально заложен комплекс позитивных эффектов, которые достигаютс€ при использовании в период сессий фрагментов:

  • психологии общени€;
  • психотерапии;
  • гидрокинезотерапии;
  • талассотерапии;
  • ультразвуковой терапии.

   Ёто положение подтверждаетс€ и тем кругом специалистов, которые сосредоточены при интеракци€х "дельфин-пациент": невропатолог, психотерапевт, медицинский психолог, логопед, дефектолог и т. п.
   ƒельфинотерапи€ позвол€ет добиватьс€ общих эффектов, которые укрепл€ют силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношени€ врача и больного, оптимальный психологический климат в сессионный и постсессионный периоды, исключающий психическую травматизацию и €трогенные заболевани€, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызыватьс€ основным заболеванием либо госпитализмом).
   ѕомимо вышеназванного метод может использоватьс€ при целенаправленном лечении больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы и т.п.), посттравматическими стрессовыми расстройствами (ѕ“—–), задержками психического и речевого развити€ («ѕ––), ранним детским аутизмом (–ƒј) и т.п.
   ƒельфинотерапи€ хорошо комплиментарна дл€ медикаментозного и физиотерапевтического лечени€, может примен€тьс€ комбинированно или сочетано с другими реабилитационными методами. ќна, как и психотерапи€, неосуществима без положительного эмоционального контакта с пациентом. ¬о всех этих случа€х срабатывает "эффект ма€тника". ќбращение к использованию дельфинов обусловлено их уникальными природными особенност€ми: отсутствие к ним культурных ограничений (во временном и географическом аспекте), сочетание высокого интеллекта и редких физических данных, особым отношением человека к дельфину: он €вл€етс€ одним из €рких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. ¬се вместе вз€тое продуцирует сильную позитивную установку (эффект "положительного культурального шока").
   ¬ новых реабилитационных технологи€х должен в полной мере реализовыватьс€ принцип синергизма. ≈го использование позвол€ет значительно повысить эффективность коррекционных и терапевтических меропри€тий. —уть его состоит в том, что многие факторы риска при психосоматических заболевани€х действуют синергически, т.е. усиливают многократно общий эффект своего вли€ни€, происходит не сложение отрицательного воздействи€, а как бы умножение одного фактора на другой. —ходный эффект отмечаетс€ и при терапевтическо-коррекционном воздействии, когда происходит значительное возрастание эффективности лечебных меропри€тий под выраженным вли€нием психологической коррекции. Ёто выход на терапию многофакторного воздействи€, мультифункциональную направленность задействованных методик. “ерапевтическое воздействие при дельфинотерапии в значительной степени объ€сн€етс€ сонофоретической моделью, когда специально подготовленный дельфин выступает при лечебных интеракци€х как природный ультразвуковой сонар и целенаправленно лоцирует (издает акустическую эмиссию) на пациента.
   ћы базировались на традици€х, которые были заложены уважаемыми корифе€ми физиотерапии Ѕоголюбовым, ”лащиком и др. ¬ основе терапевтического эффекта при дельфинотерапии лежат хорошо известные каждому педиатру лечебные воздействи€, при воздействии дельфина вступают эффекты резонанса и идет активаци€ как организма, так и систем.
   Ёто позвол€ет реализовать известные лечебные эффекты ультразвуковой терапии (”«“): противовоспалительный, анальгетический, спазмолитический, метаболический, дефиброзирующий, бактерицидный. —вой вклад внос€т одновременные во врем€ сеанса морские ингал€ции и морское купание, синергически действует мощна€ и хорошо подобранна€ психотерапи€. ћаксимально задействованные функциональные исследовани€ (ЁЁ√ с функциональными пробами, мониторинг Ё √,  »√ по Ѕаевскому) позвол€ют векторно управл€ть процессом лечени€.
   –азработана отдельна€ модульна€ субпрограмма дл€ оказани€ помощи дет€м с политравмой. »меетс€ уникальный опыт реабилитации детей с краш-синдромом и гипоксией головного мозга, которым реабилитационные сеансы дельфинотерапии проводились при посто€нном ЁЁ√-контроле. ” части детей он осуществл€лс€ непосредственно в дельфинарии: до и после сеансов.
   ѕомощь подобным контингентам детей в рамках  онгресса будет рассматриватьс€ на 10 симпозиуме.
   ѕозитивные изменени€ биоэлектрической активности головного мозга были зарегистрированы в каждом случае и носили выраженный индивидуальный характер. ќднако можно было отметить и общие дл€ всех тенденции:

  • —амый четкий и определ€емый даже без углубленного анализа признак Ч улучшение межполушарной симметрии электроактивности и €вна€ синхронизаци€ колебаний в обоих полушари€х.
  • ѕроисходил процесс нормализации распределени€ основных ритмов ЁЁ√.
  • ѕосле каждого сеанса достоверно снижалась средн€€ мощность бета-ритма и медленных волн дельта-диапазона.
  • ѕоказательным €вл€лось усиление абсолютной мощности альфа-ритма с улучшением его топического распределени€.

   ѕоэтому сейчас мы знаем, что ребенку комфортно с дельфином не только в психическом плане, но под этим существует и значительна€ материальна€ основа.
   ¬ ходе исследований мы определились с противопоказани€ми (а они есть) Ч острые инфекционные болезни, эпилепси€ и эписиндром, онкологические больные. ’от€ в —Ўј активно работают с онкологическими больными на последних стади€х болезни.
   ¬ мировой практике разработки по дельфинотерапии сконцентрированы в —Ўј и ћексике. ѕо содержанию и эффективности комплекса уже несколько лет назад нам удалось выйти на уровень института дельфинотерапии доктора ƒ. Ќатансона во ‘лориде. (≈динственна€ позици€, к которой мы, наверное, никогда не приблизимс€ Ч это стоимость недельного курса в 5 тыс. долларов).
   ћетод дельфинотерапии может реализоватьс€ по двум направлени€м:

  • свободна€ интеракци€ пациента с дельфином при минимальном участии специалистов (Ћ. Ћукина). ¬ период интеракции в режиме free style пациент самосто€тельно выстраивает как отношени€ с дельфином, так и физические манипул€ции;
  • структурированна€ интеракци€ пациента с дельфином.

    оннектором выступает специалист (психолог у D. Natanson), который и разрешает целевые задачи взаимодействи€. «адачи став€тс€ в зависимости от умени€ специалистов использовать составл€ющие компоненты метода (психологические, психотерапевтические либо физиотерапевтические). «ачастую происходит ограничение (сужение) эффективности метода, например, D. Natanson занимаетс€ стимулированием мотивации больного ребенка к реабилитационным меропри€ти€м.
   «анима€сь проведением дельфинотерапии по второму направлению, удалось значительно развить и модифицировать сам метод. Ќаша терапевтическа€ метафора состоит в том, что дельфин выступает в качестве "иголки", котора€ проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента и позвол€ет подключать другие виды терапии, исполн€ющие роль "ниток прот€нутых за иголкой".
   ƒельфин становитс€ ко-терапевтом. Ќами используетс€ то, что он относитс€ к животным, которым присуще аллеломиметическое поведение. ” таких животных происходит взаимное стимулирование к тем действи€м, какие выполн€ют члены сообщества, например Ч общению. ¬ силу большой общительности и контактности, способности к межвидовому общению, дельфины поощр€ют подобное взаимоотношени€ с людьми. ¬ысока€ социальность дельфина используетс€ в терапевтических цел€х дл€ решени€ проблем инкапсул€ции и дальнейшей социализации пациентов. «адача терапевта Ч модулировать эти контакты.
   ѕеред использованием дельфина в качестве ко-терапевта в дельфинотерапии, он проходит тренировку по специальной программе. ¬ рамках этой программы происходит подготовка к управл€емой ультразвуковой эмиссии сонаром дельфина. ¬заимодействие с дельфином становитс€ продуктивным, если оно не спонтанно, а направлено на реализацию комплекса упражнений дл€ развити€ и закреплени€ у ребенка новых навыков и умений психомоторного функционировани€. “ак как с пациентом в период сессий работают различные специалисты, то сама процедура становитс€ диапевтической (т.е. включает диагностику и лечение), что позвол€ет интенсифицировать процесс.
   Ќа 1-ом этапе дельфинотерапии за счет высокой мотивации пациента при начальных сеансах происходит активаци€ головного мозга. –ебенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств, т.е. Ч тактильную, зрительную, слуховую.
   Ќа 2-ом этапе дельфинотерапии после установлени€ двухстороннего контакта между пациентом и дельфином и вхождени€ пациента в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционировани€. “ерапевт предлагает пациенту выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. ѕроисходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнени€ упражнений. «атем происходит развитие движений в воде при достижении у пациента антигравитационного ("ощущение невесомости") эффекта. ” детей с нарушени€ми опорно-двигательного аппарата (ƒ÷ѕ, плекситы, сколиоз и т.п.) на этом этапе мы можем в воде решить основные задачи, которые став€тс€ специалистом лечебной физкультуры (Ћ‘ ).
   ќдновременно, этот процесс сопр€жен с посто€нным вербальным и невербальным взаимодействием с дельфином.  аждый элемент упражнений предварительно демонстрируетс€ и объ€сн€етс€ пациенту терапевтом, который находитс€ совместно с ним в воде.
   ѕри дельфинотерапии очень мощно используетс€ канал невербального общени€. — учетом того, что до 70% информации о партнере мы получаем в рамках невербальной коммуникации, то в период интеракций активно используетс€ весь арсенал: речь поз и жестов, речь мимики, околоречевые характеристики, речь дистанции (при контакте с дельфином она всегда в зоне интима Ч до 0,5 м).
   —реди психотерапевтических эффектов дельфинотерапии следует выделить основные:

  • повышение витальности и реабилитационной мотивации;
  • сенсорна€ стимул€ци€ (объективно фиксируема€ электроэнцефалографическим контролем биоэлектрической активности головного мозга);
  • рост самооценки;
  • преодоление инкапсул€ции и дефицитарности позитивных эмоций;
  • рост коммуникативной продукции и самого репертуара.

   ќ терапевтических эффектах упоминалось ранее, дельфинотерапи€ позвол€ет в полном объеме раскрыть над ребенком терапевтический "плащ помощи".
   ћетод дает шанс ребенку и его родител€м. –ебенок сталкиваетс€ с чудесами в жизни, а не только в сказке.
   ћетод дельфинотерапии, будучи по форме высокотехнологичным, содержит значительный гуманистический зар€д по своей сути.

Ћитература:
Ћысенко ¬.»., «агоруйченко ».¬., Ѕатозский ё. . »спользование дельфинотерапии в реабилитации детей// ћатер. VI  онгресса педиатров –оссии "Ќеотложные состо€ни€ у детей". Ч ћосква, 2000. -с.177-178.